Как и за что наказывать ребенка

Я думаю, все родители желают вырастить «хорошего» ребенка. В действительности же, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» — такой малыш, который всегда слушается, исполняет любые требования, не капризничает и т.д. И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью вырастить «хорошего» ребенка, мечтают о бездушном роботе, беспрекословно подчиняющемся и выполняющем все приказания.

Конструктивное наказание.
Желательно заранее договариваться с ребенком, что можно, а что нельзя. Чтобы он был в курсе запретов. Запреты должны быть обоснованы и их не должно быть много. Если он совершает поступок, который «нельзя», по Вашему мнению, совершать и в запретах он еще не существует, то ругать его за это не следует. Важно отнести это в список запретов.
Также важно соблюдать Ваши запреты. Реагировать на них одинаково. Например, сегодня можно разбить чашку, а завтра нельзя. Тогда ребенок не запомнит и не поймет, когда можно совершать такое, а когда нельзя. И не будет понимать, за что его ругают.
Давайте с Вами поговорим. За что Вы наказываете своих детей? Как Вы наказываете своих детей?
Я хочу рассказать Вам о «естественном наказании». Возможно, Вы об этом знаете. Например, ребенок разлил сок на себя или на пол. Как бы Вы отреагировали? В рамках «естественного наказания» ребенку нужно дать тряпку, чтобы он вытер пол сам. Если испачкал одежду, то самому постирать ее или положить в стиральную машинку. Суть в том, что ребенок понимает, что сам исправляет свои ошибки, он сам несет за них ответственность. Тогда в следующий раз он может не захотеть так делать. Ребенок имеет право совершать ошибки, как и все люди. Через ошибки дети и все мы с Вами развиваемся, учимся, получаем опыт.
Прежде чем Вы сможете научить детей тому, чего ожидаете от них в данной ситуации, Вы должны четко определить для себя, что Вы хотите получить. Часто родители хотят, чтобы их дети не делали или перестали делать то, что родители не позволяют им делать, вместо того, чтобы дать им понять, чего они хотят. Например: «Перестань хныкать», «Не доставай меня!», «Не надоедай мне!». Дети лучше воспринимают положительные просьбы, чем отрицательные. Когда Вы говорите «не» — это привлекает внимание ребенка. Он может слышать эту фразу в положительном варианте, а не отрицательном.
Если ребенок кого-то щипает, например, то хорошо его в ответ тоже ущипнуть. Что бы он понял, что это больно. Это будет его опыт. Когда он кого-то щипает или бьет, он же не знает, что испытывает другой человек при этом. Это тоже относится к конструктивному наказанию.
Если ребенок берет какие-то ценные вещи, и Вы волнуетесь за их сохранность лучше их убрать. Так как дети могут не понимать их ценность. Им интересно все изучать, рассматривать, ронять, разбирать. Им интересен сам процесс, они познают наш взрослый мир.

Физическое наказание.
Если родители бьют ребенка — они совершают над ним физическое насилие. Хочу напомнить Вам, что насилие бывает четырех видов: психологическое, физическое, сексуальное и экономическое. Все четыре вида насилия приносят одинаковый вред психике ребенка и влияют на его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей. Ребенок, который растет в атмосфере насилия, лишен необходимого условия для развития — эмоциональной поддержки, осознания свой ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать. Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии. Получается, что такой ребенок чувствует себя постоянно неудачником. Он вырастает, но жить постоянно с чувством, что ты неудачник просто невозможно. Организм не выживет. Поэтому эти люди могут употреблять алкоголь и т.д. потому что только так им становится хорошо, только так они чувствуют удовлетворение. Я хочу сказать, что насилие, это одна из причин, которая формирует зависимость у детей.
Когда ребенка бьют, он начинает бояться, это страх перед болью и инстинкту самосохранения. Ребенок готов на всю в эту минуту, лишь бы устранить причину боли и страха. Но конфликт не разрешается, таким образом, проблема не решается. И чаще всего, если ребенка бьют, он будет бить своих детей, а так же сверстников.
Если ребенок нарушает запреты, делает что-то не так, как Вам бы хотелось. Понятно, это может раздражать, злить — это совершенно естественные чувства. Но прислушайтесь к себе. Что именно Вас раздражает? Из-за чего Вы злитесь? Относится ли это непосредственно к ребенку?
Так бывает, что злость и раздражение может совершенно не относится к Вашему ребенку. Может быть, трудно принять, что у ребенка другое мнение на этот счет, или он хочет делать что-то по-своему. И это, правда, бывает трудно принять. Ведь раньше он без своих родителей не мог выживать, не мог сам кушать, одеваться и т.д. А теперь ребенок уже что-то умеет сам, он может ходить, выбирать себе цвет одежды, давать понять, что он хочет кушать, а что не хочет. И это уже формирование личности. У ребенка появляются свои желания, потребности.
Очень важно понимать, за что Вы наказываете ребенка. Если он хотел полить цветы и не удержал бутылку с водой, то это не повод ругаться и наказывать ребенка. А повод приобрести маленькую лейку.
Психологи рекомендуют еще метод наказания — отменять что-то хорошее. Например, Ваш ребенок любит ходить в зоопарк или что-то еще. Это, конечно, если есть запрет и ребенок его не выполняет, тогда можно применять. И тогда Вы отменяете его любимую прогулку в зоопарк. Это тоже наказание. Важно, чтобы все члены семьи вели себя одинаково.
Нехорошо шантажировать наказаниями. Например: «Вот еще раз так сделаешь, я тебя накажу». Если не выполняете свое обещанное наказание, тогда ребенок может заподозрить, что Вы не слишком уверены в себе. Если родитель неуверен в себе, в словах, которые говорит ребенку, тогда у ребенка формируется чувство небезопасности, неуверенности.
Необходимо, чтобы родители договорились о мерах наказания, о запретах вместе. Чтобы наказывали за одно и то же. Чтобы не было: за это мама наказывает, а папа хвалит.
Если родители учат друг друга, как нужно вести с ребенком, опять же у ребенка может формироваться чувство небезопасности в семье. Родитель для ребенка образец. Если Вам не нравится, как воспитывает у Вас на глазах ребенка Ваш муж или жена, не нужно на глазах у ребенка выяснять как лучше. Дождитесь, а потом наедине обсудите это с мужем или женой. Это подрывает авторитет. Если включать в ссоры с ребенком родственников, это может подорвать Ваш авторитет.
Во многих случаях наказание можно пропускать и сразу переходить к более полезному и информативному этапу: «Давай подумаем, как это исправить?»

Ребенка нельзя наказывать:

  • Когда он болеет;
  • Перед сном;
  • Во время еды (ребенок проглатывает негативные сигналы);
  • Во время работы и игры;
  • Непосредственно после душевной или физической травмы;
  • Когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
  • Когда сам родитель находится в плохом настроении.

Маленький ребенок не может отделить плохие поступки от самого себя, поэтому кажется, что он плохой сам, а не то, что он сделал.

Марина Лагуткина