Болезни ребенка и детский сад. Есть ли связь

Многие мамы считают, что дети чаще болеют в детских садах, чем дома. В этом не всегда виноваты детские сады. Конечно, в любой группе детей есть вирусы, к каждому из которых их носитель устойчив, а другой ребенок нет. Дети заболевают, когда их иммунная защита ослабевает. А ее активность напрямую зависит от эмоционального состояния.
2 или 3 года ребенок был только с мамой в очень тесной связи. Но мама решает заняться профессиональным ростом, ей хочется общения со своими друзьями, отдохнуть от кухни. Мама решает, что ребенок пойдет в детский сад, а она на работу. Она начинает готовиться к этому: подбирает детский сад, и мысли ее все дальше уходят от привычной деятельности по уходу за ребенком. Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не обязательно радуется. Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, не имеют для него никакого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Ребенок начинает нервничать.
И вот наступает долгожданный день. Мама отводит ребенка в детский сад, где много других детей. Но вдруг ее ребенок, который обычно очень общительный с другими детьми начинает плакать, прижиматься к маме. Воспитатель отрывает ребенка от мамы, помогая маме оставить малыша, дабы не опоздать на работу. Целый день мама проводит на работе, занимаясь своими делами. Вечером приводит ребенка домой и понимает, что еще много домашних дел. Начинает готовить, стирать, убираться. И уже не остается время на ребенка. Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку.
Что же происходит с ребенком? Его привычный мир разрушается. Уже и дома не существует привычной обстановки. Мама может быть взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им. Вся его жизнь становится другой, вокруг много чужих детей и взрослых. Он чувствует себя не в безопасности. Он может думать, что его не заберут, что его оставили в детском саду навсегда. Очень важно оставляя ребенка в детском саду сообщать малышу, что Вы за ним вернетесь. Это взрослому понятно, что он вернется, а ребенок не знает этого, не может догадаться. Но все чудесным образом преображается и возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он «обучается» изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно.
Что же нужно делать родителям? Необходимо начать подготовку к детскому саду заранее. Что же это за подготовка? Лучше, если ребенок будет привыкать к детскому саду определенное время, например, месяц. Можно посещать ЦИПР (центр развития поддержки ребенка) или приходить вместе с ребенком в детский сад и оставаться вместе с ним, пока он знакомится с детьми. Мама может сидеть в раздевалке или в группе, чтобы ребенок мог видеть ее и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Увидев, что ребенок устал, она забирает его домой.
Подобное пребывание в детском саду позволит ребенку привыкнуть к новым обстоятельствам, а маме узнать, подходит ли данный детский сад для ее ребенка или лучше поискать что-то другое. Через несколько дней (в зависимости от того, как ребенок чувствует себя в д/с) мама говорит ребенку, что уйдет на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Можно оставить свои наручные часы. Здесь важно не время, а обязательность — возвращение в положенный срок.
Так же важно заранее, еще идя в детский сад, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни, и он точно знал, что окажется, в конце концов, дома с мамой.
Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а так же чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого родителя свое дело). Так же и про всех членов семьи (папа, сестра или братик и т.д.) Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа — это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. Кроме того, по этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, поскольку денег получать он не может. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье, и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Можно говорить, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду — учиться и расти. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем. Так же можно говорить ребенку, что детский сад — это тоже работа. Мама идет на свою работу, а ребенок на свою, т.е. в детский сад.
Родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.
Изменить свое поведение родителям необходимо и во время болезни ребенка. Даже при исполнении всех перечисленных рекомендаций ребенок может заболеть, поскольку, к сожалению, количество рождающихся ослабленных детей постоянно растет. Однако чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимание к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.

Марина Лагуткина.